Беляева Р.П.
БИБЛИОТЕЧНАЯ РАБОТА С ДОШКОЛЬНИКАМИ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ 
ПЛАНИРОВАНИЕ

         Степень стратегического мышления определяет качественные показатели библиотечной работы, раскрывает способность библиотекарей к самосовершенствованию.
        Согласно закону отрицания отрицания без прошлого, настоящего не может быть будущего, нового прогрессивного знания. Планирование не мыслимо без анализа современного уровня работы, без знания современных технологий, выбор которых определяет исходная доктрина. Сторонники информационной концепции сводят библиотечную работу с детской аудиторией к реализации права ребенка на доступ к информации. Сторонники документалистской концепции приоритет отдают технологиям художественно-творческой деятельности, определяя первоочередными функциями библиотек – педагогическую, культурно-досуговую. Независимо от принятой концепции в формировании технологий библиотечной работы с детьми упущена из виду категория дошкольников. Современная ситуация исключения дошкольников из числа пользователей библиотек объяснима многолетним опытом библиотек, политикой детских библиотек, ориентированных на пользователя-читателя. Первые библиотеки, открытые для детей, возникли в учебных заведениях среднего и начального уровня, библиотечные работники знают о проблеме «нечитателя-читателя» и пытаются изменить ситуацию. В детских филиалах ЦБС Алтайского края в 1999 г. проведен ряд мероприятий программы «Дошкольник в библиотеке»; родительский день «Семья шагает в первый класс» (Мамонтовский район), библиосалон «Родительские встречи» (Усть-Калманский район). Однако детским библиотекам сложно отойти от сложившихся, устоявшихся форм работы в соответствии с изменившимися потребностями своих пользователей и их родителей, что произошло с юношескими  библиотеками, трансформирующимися повсеместно в информационные центры (ГМИЦ г. Барнаул).
        Рынок детской литературы успешно конкурирует с детскими библиотеками, которые находятся на стадии функционирования, в то время как рынок постоянно изменяется, развивается, выбрасывая на прилавок познавательные новаторские книжные формы, совершенствуя материальное конструирование изданий, раскрывая специфические черты печати текстового и иллюстрационного материала. При создании детских серий издатели учитывают интересы, потребности и потребителей продукции (дошкольников) и родителей, осуществляющих выбор издания. Так, осуществлен выпуск издания с картонированными страницами, интересным адаптированным к тексту иллюстрированным материалом, в частности, серия книг-календарей «Четыре времени года», в серии «Лапки и хвосты» в конце издания составлен сводный рисуночный указатель. Разнообразны формы-функции книг: книги-лото, книги-игрушки, подготовлены комплекты игр по различным отраслям. Подобные издания занимают особое место в развитии дошкольника, так как индивидуальный темп работы, возможное отрицание отдельных частей книги содействует реализации ребенка, его чувственного мира и творческого мышления. Через игру дети познают мир окружающий их и дают оценку себе в этом мире.
        Отсутствие книг-игрушек, книг-лото в библиотечном фонде или наличие этих изданий в фонде закрытого доступа Алтайской краевой детской библиотеки им. Н.К. Крупской (АКДБ) значительно обедняет формы работы с детьми, сводит библиотечную работу к выполнению технических операций и отходу от процесса сотворчества, что содействует оттоку «нечитателей»:
а) тех, кто в силу возрастных особенностей не умеет читать (дошкольники);
б) тех, кто обладает навыками чтения, но предпочтение отдает виртуальному миру, компьютерным играм. При этом библиотечная стратегия аудитории реализуется по принципу: «дети должны остаться в реальном обществе».
        Современные детские библиотеки обеспокоены текущими проблемами, возникшими в ходе пренебрежения прогнозированием, стратегическим планированием: старением и тенденциями снижения поступлений в фонд детской литературы (в 1999 г. в Алтайском крае по сведениям отдела культуры и туризма при администрации края фонд детской библиотеки уменьшился на 13000 экз.), несоответствием технических средств, сокращением штата, Отсутствие работы с дошкольниками определит второстепенную роль библиотек в обществе XXI века.
Детские библиотеки и сейчас пренебрегают компонентами стратегического планирования: рекламной политикой, фандрейзингом. Библиотеки отгорожены от дошкольников и не готовы принять их в библиотечной зоне. Интерьер не позволяет ребенку найти излюбленное, комфортное место: отсутствие мебели подобающих размеров для нескладных, маленьких 4–6-летних. Книжные стеллажи огромны, не доступны для ребенка, стремящегося копировать взрослого. Библиотекари не используют денежные средства благотворительных фондов, ресурсных доноров (меценатов, спонсоров) для модернизации библиотечного помещения. Отсутствие эмблем, символов детских библиотек затрудняет ее восприятие. Название библиотек: АКДБ им. Н.К. Крупской, ЦГДБ им. К.И. Чуковского не соответствуют языку дошкольников, не оставляет отпечаток в памяти (сравним с названиями детских садов, магазинов) Внешние параметры: месторасположение, график работы с 10 до 17 с выходным днем в субботу, воскресенье значительно сужают круг пользователей-дошкольников, поскольку значительная часть детей в будни посещают детсад. Посещение библиотеки же дело индивидуальное, без принуждения, превращенное в праздник общения с друзьями. Расположение в центре города на оживленном проспекте «позволяет» посещение библиотеки только с взрослыми. Отсутствие рекламных акций, библиотечных карт (подобных картам магазинов, автостоянок) характеризует отсутствие у детских библиотекарей желания повышать качество работы, самосовершенствоваться, ибо реклама не только привлекает в библиотечную среду, но и заставляет библиотекарей соответствовать заявленному в рекламе качеству работе, услуге.
Детские библиотекари пока не владеют методом анализа ситуации, стратегического планирования при формировании технологии работы с дошкольной аудиторией.
        В качестве элементов стратегических концепций библиотечной работы с дошкольниками можно воспользоваться зарубежным опытом. Привлекательна французская модель «живой» библиотеки, где посещение библиотеки – игра, которую можно всегда прервать, где только что научившимся читать, делятся этой радостью с библиотекарем, сами читают вслух, при этом счастливы почувствовать себя «умничками». Библиотека работает в режиме экскурсии, тематической встречи «нечитателя» с литературными героями. Способствует решению» взрослой» проблемы – интересно и с выдумкой  проведенного досуга.
Успешной в урбанистической среде может быть библиотека «выходного дня», расположенная в «спальных» районах города, финансируемая за счет грантовой политики библиотек, привлечения средств Фонда Сороса, Российского гуманитарного научного фонда, где будут созданы максимально комфортные для школьников условия приобщения к книжной культуре, где будут рады общению с ребенком, его родителям, друзьям. Детская библиотека – это центр интеллектуального развития «нечитателя», («компьютерщика»), читателя (дошкольника).
Hosted by uCoz